Материальная ответственность

Материальная ответственность

Иногда так случается, что в процессе работы мы можем неумышленно повредить какое-либо сложное оборудование, испортить документы, или что еще хуже - случайно навредить клиенту своей компании.

В качестве примера для анализа приведем ситуацию, которая может возникнуть, допустим, в фотосалоне: при ламинировании свидетельства о рождении ребенка ламинатор случайно порвал важный документ. Скандал, естественно, обеспечен. Что же делать работнику, ставшему невольным виновником подобной ситуации и какую ответственность он несет за данный инцидент?

Если при приеме на работу с работником был заключен трудовой контракт, то компенсацию пострадавшему клиенту, согласно закону (ст. 1068 ГК РФ) за «вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей», должен выплачивать работодатель. Однако после этого он все-таки может потребовать от виновного работника вернуть ему выплаченную клиенту сумму (ст. 1081 ГК РФ).

Однако и здесь предусмотрен ряд ограничений. Прежде всего необходимо установить причину повреждения документа. Что это - техническая неисправность ламинатора или ошибка сотрудника? Если выяснится, что дело в поломке, к работнику никаких претензий быть не должно. Разбираться нужно будет с продавцом и изготовителем аппаратуры.

Но даже если виновником происшествия сочтут сотрудника, отчаиваться рано - больше одной месячной зарплаты с него могут взыскать только в том случае, если в соответствующем трудовом договоре прямо прописана полная материальная ответственность (ст. 241-243 ТК РФ). Или если, например, будет доказано, что документ в ламинатор он запихивал, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Или умышленно вставил его неправильно. Причем все эти пункты работодателю придется доказывать в суде (ст. 248 ТК РФ). Туда же в случае несогласия с результатом происшествия может обратиться и сам работник.